Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) и группа народных депутатов предлагают провести реальную дерегуляцию авторынка и снять барьеры на пути импорта в Украину электромобилей, гибридных машин и малолитражек с двигателями до одного литра.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сообщил, что в странах ЕС уже давно стимулируется развитие электротранспорта и других экологичных средств передвижения, тогда как Украина в этом вопросе «зависла» в прошлом веке. В Европе для стимулирования покупки «чистого» транспорта правительства предлагают владельцам электрокаров различные виды компенсаций — предоставляют налоговые льготы, бесплатную парковку и даже разрешают заезжать в запретные для «транзитных» авто зоны городов. У нас же с них, наоборот, «дерут три шкуры»: пошлину, акциз, НДС. Не удивительно, что рынок электромобилей не развивается. Так, за 2011 год было реализовано всего четыре таких авто, в 2012-м — 19 штук, в 2013-м — пять, в 2014 году — 39 штук. То есть украинский рынок не может выйти даже на сотню электрокаров в год.
Похожая ситуация и с гибридными авто. Если бы не поставки Toyota Prius для МВД в рамках взаимозачетов по Киотскому протоколу (недавно Япония передала нашим правоохранителям еще 348 гибридов — для киевской и одесской патрульных служб), рынок таких авто тоже исчислялся бы 200—300 штук в год. По сути, капля в море.
Поэтому и появилась инициатива снять все пошлины, акциз и НДС с электромобилей, гибридных авто и малолитражек с двигателем до одного литра.
21 мая Верховная Рада в первом чтении таки приняла законопроект, которым временно (до 2020 года) освобождаются от НДС и акцизного сбора транспортные средства, оснащенные электродвигателями. По мнению авторов закона, это уменьшит стоимость электромобиля минимум на 20 процентов. В то же время ВААИД предлагает перед принятием законопроекта в целом внести поправку, запрещающую последующую установку на ввезенные в страну электрокары бензиновых двигателей. Таким образом хотят не дать мошенникам под видом электромашин ввозить обычные авто, которые облагаются и НДС, и акцизным сбором. Бюджет от этого практически ничего не потеряет из-за малочисленности поставок таких авто. Зато у украинцев появится возможность покупать подобные машины без дополнительных налогов. Это станет
стимулом к продвижению экологически чистого транспорта.
Основной доход мировым автогигантам по-прежнему приносят машины на бензиновых двигателях, однако эксперты утверждают, что уже через десять лет электромобили смогут составить им достойную конкуренцию. Практически все ведущие компании в настоящее время выпускают машины на электротяге. Самый широкий модельный ряд у французской фирмы Renault. Сейчас исследования позволяют повышать эффективность аккумуляторов на три-четыре процента в год. В ближайшие десять лет появится новая технология, дающая возможность увеличить их емкость в два раза. Иными словами, если сейчас реальный запас хода электромобиля Tesla Model до следующей подзарядки равняется 200—300 километрам, то через десять лет этот показатель может достигнуть 600 километров.
А сколько возможностей откроется у владельцев машин с повсеместным переходом на автопилот! Автомобилистов все больше будут интересовать фильмы, игры, элементы дополнительной реальности, быстрый Интернет. Электромобиль в скором времени превратится в большой «гаджет». А это значит, что большинству пользователей захочется, чтобы электрокар обновлялся, как смартфон — каждый месяц или даже каждую неделю. Разработчики Renault уверяют, что это вполне возможно.
Сев утром в машину, владелец обнаружит, что у нее обновилась приборная панель, на дисплее стали доступны новые функции. Каждый автомобиль можно будет настраивать под конкретного хозяина. Это и интерфейс приборной панели, и музыка, которую компьютер закачает самостоятельно из Интернета, а также игры, фильмы. Возможна даже смена цветовой гаммы салона в зависимости от настроения владельца.
Самый знаменитый электрокар Tesla производится американской компанией Tesla Motors, названной в честь инженера-электрика Николы Теслы. Первый автомобиль компании, одним из основателей которой стал изобретатель платежной системы PayPal Илон Маск, начал выпускаться серийно в 2008 году. А в 2009-м был выпущен хэтчбэк класса люкс Tesla Model S. Сегодня компанию Tesla называют не иначе как рыночным феноменом и сравнивают с Apple, только в автомобильном формате. Сам Илон Маск, выходец из Кремниевой долины, любит сравнивать свои автомобили со смартфоном или ноутбуком, в частности в том, что касается изменения цен на них. Ведь электронные гаджеты поначалу тоже были доступны лишь избранным — до того, как стали массовым продуктом.
В мире сейчас продается более 22 000 машин Tesla в год. В США электрокар по продажам обогнал соперников по премиум-сегменту, а в Норвегии уже дважды становился самым продаваемым автомобилем месяца. Всего же продажи электромобилей в Европе в нынешнем году выросли вдвое по сравнению с 2014 годом. В США путешествовать на таком автомобиле — одно удовольствие. Благодаря развитой сети заправок, которые питаются от солнечных батарей, можно объездить всю страну, не заплатив за подзарядку ни доллара.